“Дельфины - люди моря”, “Мы сталкиваемся с нечеловеческим мышлением, может быть, более сложным, чем наше”, “Наши младшие братья по разуму”, “Впервые интеллектуальное первенство человека ставится под вопрос”, “Люди или дельфины?”, “Разум в океане”, “Дельфины любят блондинок” - такими ошеломляющими заголовками пестрели газеты и журналы Запада в 1961 году. На рядового читателя обрушился поток “дельфиновых сенсаций”.
Нельзя сказать, что до этого дельфины не привлекали к себе внимание человека. Культ дельфина был широко распространен еще более 2000 лет назад. Древние сделали дельфина морским богом, его изображали на монетах, складывали о нем легенды, в его честь называли города и населенные территории.
Время стерло былую славу дельфина, но во второй половине XX века о нем вдруг заговорили с новой силой. Однако в отличие от древних в современных сенсациях это животное возвели на пьедестал человека, наделили человеческим мышлением и речью.
Начало сенсациям положил американский нейрофизиолог Джон Лилли, тонкий экспериментатор, проводивший опыты над дельфинами на Виргинских островах в хорошо оснащенной лаборатории на острове Сент-Томас. Подводя итоги своих исследований, этот ученый провозгласил, что первым животным на планете, которое установит с человеком сознательный контакт, будет дельфин. По своим качествам дельфин будто бы вплотную приближается к человеку и отличается от всех остальных животных. Дельфины, по убеждению Лилли, обладают разумом и коллективной памятью. Но поскольку они не имеют письменности, так как лишены рук, жизненный опыт дельфинов передается младшим сородичам и потомкам устно: “Примерно так же, как передавались знания у примитивных человеческих племен - через народные сказания и легенды - изустно от одного поколения к другому, которое в свою очередь запоминало их и передавало дальше. Способность к быстрому и прочному запоминанию, необходимая при таком обучении, требует очень крупного мозга. Наша письменность, книгопечатание и другие способы хранения информации вне мозга в значительной степени освобождают нас от необходимости запоминания. Дельфинам же приходится все хранить в памяти, поскольку у них нет ни библиотек, ни картотек…”
Комментаторы Лилли шли дальше, заявляя, что дельфины в недалеком будущем дельфины станут читать капитанам и штурманам лекции о кораблевождении, войдут в разумный контакт с обитателями других миров на особом языке “линкос” (лингвистика космоса), основанном на математической логике?! Согласно этой концепции, дельфины примут участие в прогрессе науки, но не как подопытные животные, а как коллеги ученых и носители знаний. Сам Лилли считал своего лучшего дельфина Эльвара способным экспериментировать над человеком; в одной из статей в научном журнале “Саенс” ученый даже благодарил дельфина за сотрудничество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий