В том, что дельфины могут передавать друг другу информацию, то есть обладают осмысленной речью, сейчас уже мало кто сомневается. Согласно последним исследованиям, набор уникальных звуков, издаваемых дельфинов, по количеству элементов не уступает словарному составу, который человек использует в повседневной жизни. По некоторым данным, в речи дельфинов есть, как минимум, шесть уровней организации: звук, слог, слово, простая фраза, сложная фраза, абзац.
Вопрос в том, как много понятий могут передавать друг другу дельфины и каков уровень сложности этих понятий. Что это - простейшая пищевая и ориентационная информация, или действительно хорошо развитый язык, включающий множество понятий - в том числе и абстрактные категории?
Если предположить, что разум дельфинов - и, соответственно, их язык - сравнимы по сложности с человеческим разумом и языком, то на основе этого можно строить догадки, о чем разговаривают дельфины. Во-первых, у них должны существовать простейшие пространственно-ориентационные понятия, типа “перед”, “зад”, “верх”, “низ”, “лево”, “право” и т.д. И понятия глобальной ориентации: “север”, “запад”, “юг”, “восток” и т.д. Во-вторых, у них, как и у нас, должны существовать такие понятия как: “удовольствие”, “боль”, “любовь”, “радость”, “неприязнь”, “ненависть”, “страх” и т.д.
В-третьих, они, как и мы, люди, должны давать названия всем предметам и явлениям, которые встречаются им в процессе жизни. Можете себе представить, как обширен этот перечень. От простейших “вода”, “камень”, “воздух”, “дно”, “поверхность”, “пища” и т.д. до индивидуальных названий, данных каждому конкретному виду рыб и морских растений, свойствам воды, погодным условиям и т.д. и т.п.
Возможно, дельфины используют и имена собственные, данные конкретным островам, постоянным течениям (интересно, как по-дельфиньему называется Гольфстрим?), конкретным берегам и отдельным значимым деталям рельефа дна (подводные горы, равнины и впадины) и т.д. А также обращаются друг к другу по именам. Кстати, этому уже имеются фактические подтвержения - детали такого обращения изучила Лаела Сэй из университета Северной Каролины и её коллеги из других университетов. Они утверждают, что дельфины в 9 случаях из 14 отзываются на синтезированные “оклики”, зовущие их по “именам”, которые они сами оставляют при общении друг с другом в качестве индивидуальной “подписи”. Более того, прослушивание дельфинов показало, что два дельфина могут говорить о третьем, называя его по имени.
Короче, если предположить, что дельфины не глупее нас, то нужно просто взять наш, человеческий, словарь, и исключить из него все те чисто земные понятия о вещах и явлениях, которые недоступны зрению, слуху и пониманию дельфинов. А потом дополнить его всеми теми знаниями о подводном мире, которые доступны дельфинам с их сверхчуткой эхолокационной системой, но пока еще недоступны нам. И таким образом получится предполагаемый словарь дельфинов. Дело за малым - выяснить, какие конкретно щелчки и свисты соответствуют конкретным словам.
Конечно, на деле все далеко не так просто. В человеческой речи имеют большое значение не только слова, но и интонации, с которыми они сказаны. Одно и то же слово, в зависимости от интонации, может приобретать совершенно разные значения. Если речь дельфинов устроена так же, то можете себе представить, какая невероятно сложная задача стоит перед людьми, берущимися расшифровать язык дельфинов, составить их словарь и говорить с ними на их языке. (Именно этому посвящен проект Джека и Донны Кассевиц SpeakDolphin. Они даже составили перечень вопросов, которые в первую очередь хотели бы задать дельфинам.)
Конечно, до этого еще очень далеко. И все же - о чем могут разговаривать дельфины? Об ожидаемой погоде на завтра, о вкусе анчоуса, съеденного на завтрак? А, может быть, они умеют сочинять стихи и петь песни - о красоте и величии ОКЕАНА?
Комментариев нет:
Отправить комментарий